Функциональная грамотность в детском саду
10.12.2023, 20:58

«Функциональная грамотность в детском саду»

Когда мы слышим о понятии «функциональная грамотность», то в первую очередь думаем о современных детях: это они сейчас должны уметь не просто уметь слушать что им читают и отвечать на простые вопросы по тексту произведения, но и вникать в текст, анализировать его, находить связи с тем, что уже известно.

Что же такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Одной из задач современного дошкольного образования является воспитание функционально грамотных детей. Детей, умеющих на практике, применять полученные ранее знания и навыки.  

Актуальны ли вопросы по воспитанию функционально грамотного ребёнка для дошкольного образования? На этот вопрос педагоги дошкольных организаций ответят: «Да.»

ФГОС ДО определяет как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для всех видов детской деятельности, прямо или косвенно способствующих развитию языковых и речевых возможностей детей, через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей.

Каждая образовательная область дошкольного образования участвует в развитии, формировании всех видов функциональной грамотности: грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, грамотность в вопросах здоровья.

Задача воспитателя при формировании различных видов функциональной грамотности – помочь дошколятам с легкостью воспринимать окружающий мир, научить адаптироваться в различных ситуациях, быть инициативными, творческими, уметь находить нестандартные решения и идти к поставленной цели.

Развитие функциональной грамотности на этапе дошкольного возраста способствует повышению качества образованности ребёнка – школьника. Воспитатель, внедряя в обычный образовательный процесс, особые формы и методы, инициирует и мотивирует детей - дошкольников на практическую деятельность и познавательную активность. А учебная ситуация – это не что иное, как игра, будь то чётко спланированная, срежессированная или просто непринуждённая. В то же время решение проблемных заданий во время организованной образовательной деятельности, развивает целеустремленность, скорость и гибкость мышления, нестандартное мышление, мобильность, информационную и коммуникативную культуру.

Успешно развиваются и закрепляются основы функциональной грамотности посредством различных игр. Игра – основа дошкольного детства. В игре ребенок с большой радостью может показать всё, на что он способен. Включаясь в игру, дети эффективнее овладевают новыми знаниями, становятся активными, учатся думать, быстро действовать, и находить выходы из сложных ситуаций на основе личного опыта. Так как игра обеспечивает детям, интересную, активную, творческую, содержательную и познавательную жизнь.

Составляющие функциональной грамотности:

  1. Читательская и информационная грамотность – это умение работать с текстом, аудио и видеорядом, как с источником информации. Способность анализировать содержание информации, самостоятельно делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.

Сюда можно отнести: чтение художественной литературы, которое интегрируется с игрой. Например, дети входят в образ литературного героя, выполняют движения в соответствии текстом сказки, рассказа или стихотворения, д/и «Назови произведение по картинке» или «Придумай рассказ /сказку по картинкам». Игры со звуками и в слова развивают речевой слух и внимание, пополняют словарный запас, расширяют кругозор: «Поймай звук» (с использованием деталей красного синего, зелёного цветов конструктора LEGO DUPLO), «Подбери словечко» (прилагательное к существительному или наоборот), «Угадай кто я» (учатся формулировать короткие наводящие вопросы).

  1. Математическая грамотность – это способность ребёнка формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

Например, игра «Найди и назови все предметы такого же цвета» закрепляет знание цвета и пополняет словарный запас. Игра «Кто быстрее наберёт столько маленьких/больших предметов» развивает умения считать и различать предметы по величине, сюжетно ролевая игра «Чаепитие» закрепляет счёт, учит распределять «угощение» между всеми гостями.

  1. Естественнонаучная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.

Сюда относятся задания поискового характера, опыты и эксперименты с различными материалами («Сухой и влажный песок», «Имеет ли вода форму», «Три состояния воды») учат видеть взаимосвязи и делать выводы на основе их,  дидактические игры на формирование основ экологии, например, игра «Сортировка мусора», «Хорошо – плохо. Правила поведения в природе», изготовление кормушек для птиц в зимнее время воспитывают бережное отношение к природе.

  1. Финансовая грамотность – это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения.

Например, знакомство  детей с денежными купюрами, монетами с понятием «бюджет» выливается в сюжетно – ролевую игру «Магазин», «Поездка на автобусе».

  1. Формирование социально-коммуникативной грамотности.

Игры с различными конструкторами в мини группах, самостоятельная организация сюжетно ролевых игр, участие в театрализованных постановках учат детей слышать друг друга, воспитывают умение договариваться, распределять роли в игре для достижения нужного результата, для развития сюжета игры. Помощь более младшим детям, например, во время прогулки дети старшего группы помогают собрать игрушки детям ясельной группы, воспитывает у дошколят доброе отношение друг к другу.  

Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. В условиях дошкольного образования данный процесс будет успешным при соблюдении таких требований: интеграция предметов системы дошкольного образования и активное взаимодействие с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком – дошкольником.

Информационные источники:

1. Новый словарь методических терминов и понятий. / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Икар, 2009.

2. Савченко М. В. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 4.

3. https://урок.рф/library/doshkolnoe_obrazovanie_kak_bazis_formirovaniya_funk_112231.html.

4. Горлова, Н. А. Современные дошкольники: какие они? / Н.А. Горлова Обруч. - 2009. № 1. 3-6 с.

5. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010, С.44. 

6. Степанова С. И.  «Функциональная грамотность в ДОУ» https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/formirovanie-predposylok-funktsionalnoj-gramotnosti-u-doshkolnikov.html

7. Часовских А.В. «Развитие современного ребенка дошкольного возраста» https://infourok.ru/razvitie-sovremennogo-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-3450882.html

Категория: Мои файлы | Добавил: Lozovaya
Просмотров: 164 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
avatar