Интегрированное занятие для детей 5 – 7 лет «В МАСТЕРСКОЙ М.В. ЛОМОНОСОВА»
22.11.2023, 19:17

Интегрированное занятие для детей 5 – 7 лет

«В МАСТЕРСКОЙ М.В. ЛОМОНОСОВА»

Составила Лозовая Е.В. – воспитатель высшей квалификационной категории филиала МБОУ «Луковецкая СШ» - Детский сад № 64 «Берёзка».

Цель: расширять знания детей о М.В. Ломоносове, как о мастере мозаичных работ.

Задачи:

  1. Расширять знания о М.В. Ломоносове, о его вкладе в искусство «мозаики»
  2. Познакомить с понятиями «мозаика», «смальта», «мозаичист»
  3. Расширять и систематизировать знания детей о песке.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук через выполнение коллективной работы в технике мозаики;
  5. Совершенствовать зрительное восприятие в процесс работы с цветовой гаммой при подборе материала.
  6. Воспитывать у детей чувства гордости, восхищения, уважения к великому ученому М. В. Ломоносову.

Инструменты и материалы:

  • мольберты – 2 шт,
  • репродукции мозаичных работ М.В.Ломоносова,
  • карточки для игры «Науки Ломоносова»,
  • карточки для игры «Найди мозаику Ломоносова»,
  • изображение смальты разных цветов,
  • тарелочки с песком на каждого ребёнка,
  • коктейльные трубочки на каждого ребёнка
  • лупа на каждого ребёнка,
  • стаканчики на каждого ребёнка,
  • краска гуашь различных цветов,
  • плоские деревянные палочки на каждого ребёнка,
  • поднос со смальтой
  • листы ½ А4 с изображением контура предмета (фрукты, овощи, грибы, животные),
  • тарелочки с мелко нарезанной бумагой разных цветов,
  • клей,
  • кисти,
  • клеёнки,
  • тряпочки,
  • магниты.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Ход занятия.

Группа оформлена под мастерскую – разделена на несколько зон – столов

Вводная часть.

Мы с вами находимся в мастерской великого учёного, нашего земляка, послушайте, как о нём говорил один поэт (Ефимовский):

Он был ученый и поэт,

Он размышляя про тьму и свет.

В чем сходство стужи и тепла?

Что можно сделать из стекла?

Как получается фарфор?

И что таится в недрах гор?

Он краски изучил и цвет.

Он создал Университет.

Был в красноречии силен.

Историк он, географ он.

И как сказал о нем поэт:

«Он сам был – Университет!»

О ком говорит автор? Как зовут нашего земляка, учёного, который ради знаний и учения зимой пешком вместе с рыбным обозом отправился в Москву?  Ответы детей.

Правильно! Это Михаил Васильевич Ломоносов.

Основная часть.

Михаил Васильевич увлекался разными науками, его интересовало всё вокруг, очень любил опыты и эксперименты.

Вспомните, какими науками занимался Ломоносов? Ответы детей.

Стол 1.  Игровое упражнение «Науки Ломоносова»

Задача детей из представленных картинок  выбрать те, на которых изображены науки – интересы Ломоносова (или предметы, относящиеся к наукам)

Мы с вами находимся в мастерской Михаила Васильевича Ломоносова.

Подходим к мольберту, на котором висит мозаичная работа М.В. Ломоносова, рассматриваем её.

Как вы думаете, что это за картина? Из чего она сделана? Ответы детей

Это мозаичная картина. Выполнена она из мелкого цветного стекла – смальты.

Благодаря М. В. Ломоносову, искусство мозаики появилось в России. Учёный установил влияние минеральных красителей на цвет стекла, разработал рецептуру и методику изготовления разноцветных стёкол из песка.

Что же такое мозаика? Ответы детей

Мозаика происходит от латинского слова mosaic, что означает пёстрая смесь.

Мозаика – это вид искусства. Мозаикой называют изображение, выполненное из частиц одного или нескольких разноцветных материалов. Например, стекла, древесины, камней, металлов, бумаги, пластмассы, кости, раковин. Кусочки материалов мозаики выкладываются на основе общей поверхности. Отдельные части плотно подгоняют друг к другу и скрепляют между собой.

Мозаичные картины долговечны, поэтому до наших дней сохранились уникальные произведения искусства.

Из 40 мозаик, выполненных лично Михаилом Васильевичем,  до наших дней сохранилось 23. Давайте посмотрим на некоторые из них. Самая крупная работа «Полтавская битва», на её изготовление ушло больше 1 миллиона цветных стёкол.

Дети рассматривают различные изображения мозаичных картин М.В.Ломоносова.

Можно ли эти работы сравнить с картинами?  Ответы детей.

Ломоносов создал множество картин, значит он …. (художник). Но не простой художник, а мозаист.

Мозаичист – художник, создающий картины – мозаики. Проговариваем с детьми новое слово несколько раз.

Где вы в своей жизни встречались с мозаикой?  Ответы детей

Стол 2. Д/И «Найди мозаику Ломоносова»

На столе лежат изображения различных мозаичных работ. Задача детей выбрать только изображения работ Ломоносова.

Как вы думаете, из чего выполнены мозаичные картины Михаила Васильевича? Ответы детей

Одним из лучших материалов для создания мозаики считается смальта – непрозрачное  и очень прочное стекло разнообразных цветов и оттенков.

До Ломоносова в России никто мозаику не делал, ведь изготовление смальты хранилось в строгой тайне итальянскими мастерами. Учёный решил возродить это искусство. 3 года в своей мастерской он шаг  за шагом шел к своей цели и добился своего.   Михаил Васильевич открыл способ получать смальты любого цвета и оттенка, сделав около 4 тысяч опытов.

Пою перед тобой в восторге похвалу,

Не камням дорогим, ни злату, но стеклу (М.В.Ломоносов)

Как вы думаете, из чего изготавливал смальту М.В. Ломоносов? Ответы детей

Правильно, из песка. Он очень сильно нагревал песок в печи и добавлял в него красители, и снова отправлял в печь. Получалось необыкновенной красоты и цвета стекло. И из множества этих разноцветных стекол он создал свои картины, которые мы можем видеть и в наше время.

Физминутка

Раз – подняли руки вверх,

Два – их опустили,

Три – поставили на пояс,

Дружно покружились.

Раз, два, три, четыре, пять –

Хватит нам уже плясать

Будем мы картины дальше изучать.

Стол 3. Поисково – исследовательская деятельность. Опыты с песком.

Присаживайтесь за столы нашей мастерской. Перед вами тарелочки с песком. Попробуйте аккуратно пересыпать песок с ладони на ладонь.

  • Легко ли сыплется песок? (Песок сыплется легко.)
  • Почему песок легко сыплется?  (Песок сухой, сыпучий)

Возьмите трубочку, подуйте легко на песок.  Дети с помощью коктейльной трубочки дуют на песок.

  • Почему нам легко удалось сдуть песок с одного края тарелки?   (Потому что песок сухой, песчинки лёгкие и между собой не соединены)
  • Из чего состоит песок?  (Песок состоит из маленьких песчинок)
  • С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки?  (С помощью лупы)

Рассматривание песка с помощью лупы

  • Одинаковой ли формы и цвета песчинки?  (Все песчинки разной формы и цвета)

Вот из такого песка и делал свои мозаики М. В. Ломоносов, окрашивая его с помощью минеральных красителей.

Опыт «Окрашивание песка»

Попробуем окрасить наш песок с помощью гуашевой краски. Для этого небольшую часть песка насыплем в стакан, добавим с помощью палочки краску и перемешаем.

Изменился ли цвет песка, рассмотрите с помощью лупы? Какой вывод вы можете сделать из нашего опыта?  (Песок изменил цвет.)

Чтобы из нашего песка получилась смальта, его надо нагреть в печи.  (Ставим в импровизированную печь стаканчики. Достаём из «печи» поднос с готовой смальтой.)

Возьмите в руки по одному кусочку смальты, рассмотрите его внимательно. Но помните, что смальта – это стекло. Стекло – хрупкое. Будьте осторожны.

Дети рассматривают кусочки смальты различных оттенков, разрешается использование лупы для более детального рассмотрения.

Как вы думаете, легко ли создавать картины из смальты? Почему? Ответы детей.

Работа со смальтой трудна, но в тоже время очень интересна.

А мы переходим к следующему столу в нашей мастерской. Что же здесь мы видим?

Стол 4. «Мозаичная мастерская»

На столах находятся листы с заранее подготовленными контурами предметов, тарелочки с мелко нарезанными кусочками бумаги разного цвета, клей, кленки, тряпочки.

Мы сейчас попробуем, как М.В. Ломоносов создать мозаичную картину, работать будем в парах.

Дети разбиваются на пары, выбирают изображение для работы.

Мы с вами превращаемся в настоящих художников – мозаистов. Давайте, определим порядок работы над мозаичным изображением. Мы его будем выполнять не из смальты, как Ломоносов, а из небольших кусочков цветной бумаги.

Выбираем картинку – контур, выбираем необходимые для изображения цвета бумаги, намазываем клеем изображение, выкладываем кусочками бумаги. На готовой работе излишки клея убираем с помощью тряпочки.

Самостоятельная работа – выполнение мозаичной работы.

Готовые работы дети прикрепляют на мольберт.

Заключительная часть.

У вас получились замечательные мозаичные работы.

В современном мире мозаику можно делать из самых разных материалов. Подумайте, из каких?

Вспомните, как называется материал, который использовал М.В. Ломоносов при  изготовлении мозаики?

Из чего он изготавливал смальту?

Как называют художника, создающего картины – мозаики?

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Lozovaya
Просмотров: 52 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
avatar