«Использование конструкторов различного вида при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраст
12.12.2023, 13:19

«Использование конструкторов различного вида при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе, и значительную роль играет обучение основам математики, формирование у детей элементарных математических представлений. Математика в старшем дошкольном возрасте выступает как фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.

Дети 5 – 7 лет уже активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.

Хочу отметить, что обучение математике – достаточно сложный процесс для детей, и поэтому важно сделать так, чтобы обучение проходило своевременно, без задержек, с высоким уровнем интереса и эффективности. Именно поэтому достаточно легко, благодаря играм, удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес детей к «сложным наукам». В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения – математике.

Таким образом, подача ребенку знаний из области математики в игровой форме, позволяет ему более эффективно формировать элементарные математические представления – основу изучения математики. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, сравнивать, проводить простейшие измерения, а в развитии этих навыков и способах их применения ребенку помогают близкие люди - родители и педагог.

Повседневная жизнь, окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности в общении со  взрослыми и под их обучающим воздействием является источником математических представлений.

В разнообразных видах детской деятельности возникают благоприятные условия для уточнения, закрепления и лишь в отдельных случаях для появления у ребенка новых представлений. Это возможно потому, что он в своей деятельности не пассивно воспринимает вещи с их свойствами, отношениями, а активно воздействует, преобразует, распоряжается ими во времени и пространстве. Формирование количественных представлений, как целенаправленный процесс, строится с учетом тех представлений, которые складываются в повседневной жизни и деятельности, в стихийном опыте детей.

В настоящее время существуют множество инновационных технологий, применяемых в дошкольных учреждениях. Наиболее популярным оборудованием на сегодняшний день, на мой взгляд, считаются конструкторы. В нашем детском саду имеются конструкторы различных видов: ТИКО-конструктор, LEGO-конструктор (крупный и мелкий), Фанкластик, магнитные конструкторы МАГНЕТИК и МАКФОРМЕРС, Конструктор – мозаика, конструктор Полесье «Фермер», ПОЛИДРОН «Ажурная шнуровка» и другие.

Из наблюдений за детьми 5 – 7 лет во время проведения ООД по формированию элементарных математических представлений, мониторинга освоения полученных знаний, наблюдения за свободной деятельностью воспитанников, обозначились следующие проблемы:

  • у некоторых детей возникли сложности со счётом,
  • с классификацией предметов по определённому признаку (цвет, форма, величина),
  • с ориентировкой в пространстве,
  • слабо развита мелкая моторика 
  • проблема пассивного (не активного) поведения ребёнка во время ООД, в следствие слабо развитого речевого аппарата (задержка речевого развития).

Наблюдая за детьми во время свободной деятельности в группе, я отметила, что достаточно часто они выбирают для игры различные конструкторы. При возведении каких-либо построек или изготовлении поделок из частей конструктора детям приходится сравнивать детали по величине (длина, толщина, высота), пересчитывать количество деталей и их мелких частей, подбирать похожие по цвету и форме.

Поэтому у меня возникла идея использовать игры с различными конструкторами (т.е ввести конструктивную деятельность) в изучении основ математики, а именно использовать их для индивидуальной работы с детьми (в парах, подгруппах) для закрепления пройденного материала и научить воспитанников применять полученные во время организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений умения в игре.

Вопросами развития ребенка в продуктивных видах деятельности, в том числе конструирования занимались А.Н. Давидчук, Л.В. Куцакова, З.В. Лиштван, Л.А. Парамонов, Н.Н. Поддьяков. Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты. Оно основано на действенном развитии, а в развитии элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями и т. д).

В дошкольном учреждении требования к конструированию достаточно просты. Дети создают конструкции с опорой на схемы. Но даже это позволяет не только развивать у детей навыки конструирования, но и решать задачи других образовательных областей, предусмотренные программой, например, познавательное развитие, а именно – задачи на формирование элементарных математических представлений. Используя конструктор, мы ставим перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.

Изучая методическую литературу по данной теме «Использование конструкторов различного вида при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста», я пришла к выводу, что в настоящее время в большинстве педагоги используют конструктор LEGO различных модификаций. В своей работе я его тоже применяю, например, для таких игр:

  • работа со схемами «Сделай цифру», также игры на возведение различных построек
  • игры на классификацию по определённому признаку – «Найди одинаковые детали», «Что лишнее?»,
  • игры на закрепление понятия величины – «Башенки», «Дорожки»
  • игры на счёт предметов «Лесенка», «Найди деталь с 2, 5, 8 кнопочками»
  • игры на изучение целого и его части, состав числа
  • ориентировка на плоскости
  • для решения примеров на сложение и вычитание

 

Конструктор «ТИКО «Арифметика. Учимся считать». Данный набор предназначен для обучения детей цифрам, счёту. В комплектацию данного набора входит в 145 деталей: квадраты с точками от 1 до 6 для конструирования игрового кубика или для темы число, количество; арифметические знаки: плюс, минус, равно, больше, меньше; числа от 0 до 9. Кроме того в комплектацию набора арифметика входят пустые квадраты без цифр и без арифметических знаков (жёлтого, зелёного или красного цветов)

Игры с данным набором:

  • количество и счёт – «Соединить квадрат с цифрой с квадратом с точками», «Цифра и количество квадратов», «Построй числовой отрезок» (возможно использовать для прямого и обратного счёта), «Найди соседей», «Цифра потерялась», «Числовая лесенка»
  • игры на состав числа – «Числовые домики»
  • игры на закрепление понятия величины (большой маленький, высокий низкий, широкий узкий, длинный короткий) – «Сконструируйте длинную и короткую дорожку», «Широкая и узкая дорожка», «Гаражи, для маленькой и большой машинок», «Высокий, низкий и самый низкий дома»
  • игры на ориентирование в пространстве, например -   сделайте четыре домика разных цветов; красный домик положите сверху, синий снизу, зелёный справа, жёлтый слева и т.д. 

 

Магнитные конструкторы МАГНЕТИК и МАКФОРМЕРС позволяют закрепить представления детей о:

  • геометрических фигурах – квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник
  • геометрических формах – куб, призма, пирамида (треугольная)
  • соотношении целого и части
  • величинах

 

Набор «ПОЛИДРОН «Ажурная шнуровка»

Игры с набором «Узорная шнуровка» способствуют развитию мелкой моторики, координации и точности движений, а также развитию пространственного мышления. Это современный инновационный продукт, с помощью которого дети могут создавать красивые творческие работы.

Игровые задания для работы с данным набором:

  • «Напиши цифры» (Закрепляем написание как отдельных цифр при знакомстве с ними, так и их последовательности)
  • «Нарисуй геометрическую фигуру»
  • «Повтори узор», «Придумай свой узор»
  • «Нарисуй картинку»
  • «Домики», «Дорожки» (задания на закрепление понятий величины)

Этот замечательный набор позволяет детям научиться следующему:

  • продевать шнурки;
  • развить координацию рука-глаз, вставляя шнурки в подходящие отверстия для создания картины, написания цифр, геометрических фигур;
  • закрепить понятие целого и части
  • копировать более сложные рисунки, созданные другими детьми или воспитателем, работать со схемами.
  • научиться взаимодействовать с другими детьми при создании совместного рисунка;

Детали пластиковой панели легко соединяются между собой и их также можно использовать по отдельности.

При помощи конструкторов можно создать эффективную предметно-игровую среду для развития и обучения ребенкаКонструкторы  имеют высокий образовательный и развивающий потенциал. При правильном подходе с его помощью можно добиться хороших результатов

Конструкторов в современном мире огромное количество, играя с тем или иным конструктором, дети не только постигают какие-то сложные для их восприятия научные понятия, но и учатся работать в коллективе, договариваться друг с другом, выстраивать межличностные отношения. Зачастую из маленького дидактического задания педагога у детей вырастает большая и захватывающая игра с интересным сюжетом.

Промежуточный мониторинг показал, что у детей, которые испытывали проблемы в области математики, появилась положительная динамика в понимании математических понятий и представлений. Поэтому я хочу продолжить работу в данном направлении в течение учебного года.

Информационные источники

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
  2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики /А.В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
  4. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А.Н. Давидчук. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1976. – 790 с.
  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. – М., 1986. 240 с.
Категория: Мои файлы | Добавил: Lozovaya
Просмотров: 38 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
avatar