12.12.2023, 13:19 | |
«Использование конструкторов различного вида при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе, и значительную роль играет обучение основам математики, формирование у детей элементарных математических представлений. Математика в старшем дошкольном возрасте выступает как фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Дети 5 – 7 лет уже активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне. Хочу отметить, что обучение математике – достаточно сложный процесс для детей, и поэтому важно сделать так, чтобы обучение проходило своевременно, без задержек, с высоким уровнем интереса и эффективности. Именно поэтому достаточно легко, благодаря играм, удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес детей к «сложным наукам». В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения – математике. Таким образом, подача ребенку знаний из области математики в игровой форме, позволяет ему более эффективно формировать элементарные математические представления – основу изучения математики. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, сравнивать, проводить простейшие измерения, а в развитии этих навыков и способах их применения ребенку помогают близкие люди - родители и педагог. Повседневная жизнь, окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности в общении со взрослыми и под их обучающим воздействием является источником математических представлений. В разнообразных видах детской деятельности возникают благоприятные условия для уточнения, закрепления и лишь в отдельных случаях для появления у ребенка новых представлений. Это возможно потому, что он в своей деятельности не пассивно воспринимает вещи с их свойствами, отношениями, а активно воздействует, преобразует, распоряжается ими во времени и пространстве. Формирование количественных представлений, как целенаправленный процесс, строится с учетом тех представлений, которые складываются в повседневной жизни и деятельности, в стихийном опыте детей. В настоящее время существуют множество инновационных технологий, применяемых в дошкольных учреждениях. Наиболее популярным оборудованием на сегодняшний день, на мой взгляд, считаются конструкторы. В нашем детском саду имеются конструкторы различных видов: ТИКО-конструктор, LEGO-конструктор (крупный и мелкий), Фанкластик, магнитные конструкторы МАГНЕТИК и МАКФОРМЕРС, Конструктор – мозаика, конструктор Полесье «Фермер», ПОЛИДРОН «Ажурная шнуровка» и другие. Из наблюдений за детьми 5 – 7 лет во время проведения ООД по формированию элементарных математических представлений, мониторинга освоения полученных знаний, наблюдения за свободной деятельностью воспитанников, обозначились следующие проблемы:
Наблюдая за детьми во время свободной деятельности в группе, я отметила, что достаточно часто они выбирают для игры различные конструкторы. При возведении каких-либо построек или изготовлении поделок из частей конструктора детям приходится сравнивать детали по величине (длина, толщина, высота), пересчитывать количество деталей и их мелких частей, подбирать похожие по цвету и форме. Поэтому у меня возникла идея использовать игры с различными конструкторами (т.е ввести конструктивную деятельность) в изучении основ математики, а именно использовать их для индивидуальной работы с детьми (в парах, подгруппах) для закрепления пройденного материала и научить воспитанников применять полученные во время организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений умения в игре. Вопросами развития ребенка в продуктивных видах деятельности, в том числе конструирования занимались А.Н. Давидчук, Л.В. Куцакова, З.В. Лиштван, Л.А. Парамонов, Н.Н. Поддьяков. Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты. Оно основано на действенном развитии, а в развитии элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями и т. д). В дошкольном учреждении требования к конструированию достаточно просты. Дети создают конструкции с опорой на схемы. Но даже это позволяет не только развивать у детей навыки конструирования, но и решать задачи других образовательных областей, предусмотренные программой, например, познавательное развитие, а именно – задачи на формирование элементарных математических представлений. Используя конструктор, мы ставим перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются. Изучая методическую литературу по данной теме «Использование конструкторов различного вида при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста», я пришла к выводу, что в настоящее время в большинстве педагоги используют конструктор LEGO различных модификаций. В своей работе я его тоже применяю, например, для таких игр:
Конструктор «ТИКО «Арифметика. Учимся считать». Данный набор предназначен для обучения детей цифрам, счёту. В комплектацию данного набора входит в 145 деталей: квадраты с точками от 1 до 6 для конструирования игрового кубика или для темы число, количество; арифметические знаки: плюс, минус, равно, больше, меньше; числа от 0 до 9. Кроме того в комплектацию набора арифметика входят пустые квадраты без цифр и без арифметических знаков (жёлтого, зелёного или красного цветов) Игры с данным набором:
Магнитные конструкторы МАГНЕТИК и МАКФОРМЕРС позволяют закрепить представления детей о:
Набор «ПОЛИДРОН «Ажурная шнуровка» Игры с набором «Узорная шнуровка» способствуют развитию мелкой моторики, координации и точности движений, а также развитию пространственного мышления. Это современный инновационный продукт, с помощью которого дети могут создавать красивые творческие работы. Игровые задания для работы с данным набором:
Этот замечательный набор позволяет детям научиться следующему:
Детали пластиковой панели легко соединяются между собой и их также можно использовать по отдельности. При помощи конструкторов можно создать эффективную предметно-игровую среду для развития и обучения ребенка. Конструкторы имеют высокий образовательный и развивающий потенциал. При правильном подходе с его помощью можно добиться хороших результатов Конструкторов в современном мире огромное количество, играя с тем или иным конструктором, дети не только постигают какие-то сложные для их восприятия научные понятия, но и учатся работать в коллективе, договариваться друг с другом, выстраивать межличностные отношения. Зачастую из маленького дидактического задания педагога у детей вырастает большая и захватывающая игра с интересным сюжетом. Промежуточный мониторинг показал, что у детей, которые испытывали проблемы в области математики, появилась положительная динамика в понимании математических понятий и представлений. Поэтому я хочу продолжить работу в данном направлении в течение учебного года. Информационные источники
| |
| |
Просмотров: 38 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |