Консультация для воспитателей
«ПОРТФОЛИО ГРУППЫ, КАК СПОСОБ ФИКСИРОВАНИЯ, НАКОПЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ГРУППЫ»
Одной из современных педагогических технологий является технология «Портфолио». Данная технология направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей; обеспечивает личностно-ориентированный подход развития ребенка.
В настоящее время технология «Портфолио» широко применяется в сфере образования, в том числе в практике дошкольного образования.
ЗНАЧИМОСТЬ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ СОСТОИТ В СЛЕДУЮЩЕМ:
- Она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта.
- Это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности, как индивидуума (ребенка, педагога), так и коллектива в целом (группы, ДОУ).
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «ПОРТФОЛИО»?
Существуют различные подходы к определению понятия «Портфолио» (Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков, И.Ю. Гайтукаева, И.Г. Юдина, Г.К. Селевко, В.К. Загвоздкин и др.)
Несмотря на различные в обосновании понятия, все исследователи сходятся во мнении, что «Портфолио» в первую очередь – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определённый период.
Основной смысл «Портфолио», по мнению Т.Г. Новиковой, - «показать все, на что ты способен».
Чаще всего речь идёт о «Портфолио дошкольника», - реже о «Портфолио группы». Не всегда есть возможность и время для создания портфолио каждого дошкольника. В таких случаях поможет портфолио группы, где представлены все достижения данной группы детей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ «ПОРТФОЛИО ГРУППЫ»
Цель «Портфолио» – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития группы детского сада, усилия, достижения в различных областях, создание атмосферы открытости, общности всех участников образовательного процесса.
«Портфолио группы» помогает решать важные педагогические задачи:
- Создать для группы ситуацию переживания успеха;
- Поддерживать интерес воспитателей группы к формированию портфолио группы;
- Укреплять взаимодействие с семьями воспитанников группы, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития группы и совместной деятельности с дошкольным учреждением.
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ «ПОРТФОЛИО ГРУППЫ»
- «Портфолио группы» является одной из составляющих рейтинга развития предметно-развивающей и воспитательно - образовательной среды группы.
- Период составления «Портфолио группы» – в течение всего учебного года.
- Ответственность за организацию формирования «Портфолио группы» и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на воспитателя группы.
- Учёт документов, входящих в «Портфолио группы», производится воспитателем группы.
СТРУКТУРА «ПОРТФОЛИО ГРУППЫ»
Портфолио группы детского сада состоит из следующих разделов:
- "ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!" - содержит общую информацию, представляющую группу:
- название группы,
- девиз,
- эмблема,
- особенность работы,
- возраст детей,
- режим дня
- фотографии отдельных уголков группы;
- "ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ!" - представляет собой фотопортрет всей группы:
- списочный состав детей,
- педагогический состав группы,
- информация о площади групповых помещений
- перечень методической и справочной литературы
- материально-технического раздела - предметно-развивающая среда,
- анализа необходимого оборудования группы (кабинета), в соответствии с требованиями (ФГОС к условиям реализации ООП)
- условия необходимые для организации питания, хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечение соблюдения ими личной гигиены, режима дня).
Можно расширить предложенную структуру дополнительными разделами, например,
- "Наши девочки /мальчики" (содержат отдельные описания детей их имена, увлечения, любимые игрушки, занятия и др.);
- "Наши успехи и достижения";
- "Что означают наши имена",
- "Наши праздники",
- "Кем я буду, когда вырасту",
- "Наши говорилки” (смешные высказывания детей),
- "Мы артисты", и другие.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО СОЗДАНИЮ
«ПОРТФОЛИО ГРУППЫ»
- Воспитатель формирует «Портфолио группы» согласно перечню документов.
- Пополнение и изменение «Портфолио группы» возможно только для воспитателя группы, для просмотра – свободный доступ;
- «Портфолио группы» пополняется материалами постепенно, систематически, по мере участия воспитанников группы в образовательном воспитательном процессе, своевременно отмечаются все достигнутые результаты
К оформлению «Портфолио группы» можно привлекать родителей. Участие родителей в подготовке материалов, оформлении, раскрывает творческий подход к работе, участие в жизни ребенка в детском саду. |